Карта сайта: почему она необходима?

Карта сайта или Sitemap представляет собой инструмент, который упрощает пользовательскую навигацию по ресурсу. Это некий каталог, содержащий краткую информацию обо всех разделах сайта. Его следует размещать на видном месте, чтобы он сразу бросалась в глаза и при необходимости мгновенно помог посетителю сориентироваться на незнакомой площадке.

Зачем нужна карта ресурсу?

Существует две основных цели, ради которых создается такая карта: повышение качества юзабилити площадки для людей и благосклонность со стороны поисковых систем. В первом случае возрастает доверие клиентов к компании, удобство пользования ресурсом играет очень важную роль, дорожите каждым, кто заглянул хоть на одну страничку. Что касается поисковиков, то они очень приветствуют наличие такого инструмента, он станет еще одним плюсом в продвижении площадки.

Пользователь и робот не могут воспринимать информацию одинаково, поэтому существует два вида карт: sitemap.html (для посетителей) и sitemap.xml (для поисковых машин). Рассмотрим каждую из них подробнее.

Sitemap.html

В формате HTML нет ничего сверхъестественного, пугаться здесь нечего даже тем, кто никогда не сталкивался с этим языком программирования. Такую карту можно сравнить с меню, она поможет посетителю быстрее найти нужную информацию. Если сайт маленький, с небольшой степенью вложенности страниц (до 3-4 кликов), карту для него создавать не обязательно. А делается она очень просто: на отдельную страничку помещаются ссылки на весь контент, который присутствует на ресурсе. Далее файл сохраняется с расширением .html и карта готова.

Многие оптимизаторы настоятельно рекомендуют создавать не минимальную, а полную карту. В таком виде она будет содержать: базисные ключевые фразы, текстовые ссылки на самые важные страницы (в них ключевики также присутствуют), привычную навигационную панель в которой есть ссылки на все остальные страницы ресурса. Полной картой пользоваться значительно удобнее и приятнее, но для ее разработки понадобится немного больше времени.

Рекомендации по внедрению sitemap.html:

  • Дизайн карты не должен отличаться от общего дизайна ресурса. Страницы с индивидуальным форматированием вызывают у случайно зашедшего пользователя как минимум недоумение, желание воспользоваться непонятной навигацией быстро пропадает.
  • Графическим элементам здесь не место. Многие пользователи отключают отображение графики для минимизации затрат трафика. Для них карта с графикой будет абсолютно бесполезным элементом, а совмещение ее наличия и недоступности вызовет только негативные эмоции.
  • Структура карты аналогична иерархии ресурса. Заголовки и списки сделают ее более привлекательной.
  • Ссылка на карту — на самом видном месте. Как только посетитель растерялся, он должен сразу не задумываясь кликнуть на предлагаемую и разобраться что к чему.

Sitemap.xml

С этим подвидом карты все немного сложнее. Язык программирования xml позволяет сжимать информацию о страницах ресурса таким образом, чтобы ее было легко читать поисковым системам. В файле xml содержатся данные об URL-адресах всех страниц и относящейся к каждой из них информации (время и частота обновлений, важность страницы по отношению к остальному контенту). Все это делается для того, чтобы поисковикам было легче проиндексировать ресурс. У некоторых читателей может возникнуть вопрос: почему у роботов возникают сложности с выполнением их основной задачи?

В былые времена, когда сайты представляли собой обычный набор страниц HTML, проиндексировать их было элементарно: просмотрел все файлы, оценил уровень их адекватности и готово. Позже для облегчения работы владельцев ресурсов начали разрабатываться CMS (движки, скрипты), которые сейчас заполонили весь интернет.

Многие из этих шаблонов поддерживают функцию динамического создания страниц используя материалы из ранее сформированной базы данных. При таких скоростных режимах поисковики просто не успевают за всем уследить, поэтому качество индексации страниц часто бывает плачевным.

В качестве суперменов на помощь машинам спешат файлы sitemap.xml и robots.txt, которые способны «объяснить» все поисковым системам на понятном для них языке. Файл robots.txt содержит страницы, которые индексировать не нужно, а sitemap.xml — те что подлежат индексации. В итоге когда поисковая машина приходит на сайт, она получает простую и понятную инструкцию, после чего качественно и оперативно индексирует весь указанный вебмастером материал.

Из написанного выше можно сделать вывод: наличие карты сайта серьезно влияет на эффективность продвижения площадки. Если ее владелец заинтересован в активном развитии созданного интернет-проекта, он должен суметь выделить время на создание этого инструмента навигации. А времени понадобится не так уж много, процесс разработки элемента навигации не настолько сложный, как может показаться на первый взгляд.

Методы создания Sitemap

При использовании одного из стандартных шаблонов скриптов CMS, таких как WordPress, Joomla, или DLE, вам необходимо будет только установить определенный плагин, который выполнит все самостоятельно, преподнесет вам правильную и удобную карту на блюдечке. К подобным плагинам в большинстве случаев прилагается инструкция, что еще сильнее упрощает задачу.

Другой вариант — обращение к одному из онлайн-сервисов, моделирующих карту сайта. Здесь вебмастеру нужно будет ввести некоторую информацию о ресурсе, подождать завершения процесса генерирования файла sitemap.xml, а затем перенести его на сервер своего ресурса.

Можно также изучить основы программирования XML и создать карту самостоятельно. Это не очень сложно, однако требует некоторого времени.

Все гениальное — просто, в том числе и карта, о которой многие владельцы сайтов забывают. А ведь она способна сэкономить время и финансы, затраченные на раскрутку ресурса. Помогите поисковым роботам разобраться в структуре сайта и тогда они отблагодарят вас качественной индексацией и высокими позициями в выдаче. Желаем вашему ресурсу только процветания!